Основы ландшафтного дизайна

Основы ландшафтного дизайна

В первом уроке мы рассмотрим основные законы, которыми пользуются мастера дизайна, будь то живописец, архитектор или ландшафтный дизайнер. Садово-парковое искусство — одно из древнейших видов культуры. Сады и парки известны с глубокой древности, они органично входили в мир повседневности, отражали в себе стилистические пристрастия той или иной эпохи, являлись своеобразным барометром религиозных или светских воззрений.

Садово-парковое искусство тесно связано с архитектурой, а значит, оно строится по определенным законам и правилам свойственным зодчеству. Как и любое произведение искусства, парк или сад должны иметь композицию (от латинского – составление, связывание).

Композиция

Композиция – своеобразная ось произведения. Она обуславливается спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом.

Части композиции должны быть подчинены, увязаны друг с другом, эта связь является залогом единства, цельности произведению. Композиция должна определяется особенностями вида, искусства и требованиями стиля. Так, для классицистического ансамбля характерны чёткая структура уравновешенность всех частей и единая точка зрения.

Пространство и перспектива

Первой составляющей композиции является отношение творца ландшафта к пространству. От замысла мастера — художника зависит какое оно – замкнутое или открытое. В ландшафтном дизайне можно употребить такие понятия как переполненное, естественное или свободное.

Садово-парковое искусство одно из древнейших видов культуры.

Допустим старый заброшенный парк или чаща леса вызывают ощущение замкнутого пространства. Естественное пространство — чередование закрытого и открытого пространства: из леса выходим на опушку. Открытое пространство свободно от форм, это луга, поляны, долины. Грамотно построенное пространство зависит напрямую от перспективы.
В искусстве ландшафтного дизайна перспектива служит воссозданию иллюзии видимого мира. Этот прием помогает организовать пространство в зависимости от поставленной задачи.

Форма

Форма — важнейший элемент наряду с пространством — комплекс средств и приёмов, помогающих воплотить и раскрыть художественное содержание. В ландшафтном дизайне форма лучше всего выявляется с помощью геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, овал, круг, волнистая линия. В природе это силуэты деревьев, прямые и волнистые посадки живой изгороди, очертаний построек, в том числе павильонов беседок, фонтанов, мостов.

Линия

Линия одно из важнейших свойств композиции и пространства, она объединяет все элементы ансамбля и является своеобразным камертоном произведения, придавая ему настроение. Строгие и регулярные очертания садов Версаля и Петергофа. Плавные и естественные линии Павловска и Софиевки.

Санкт-Петербург, Россия. Петергоф,верхний сад.

Пропорциональность и масштабность

Следующим основным правилом, которое касается садово-паркового искусства должны быть пропорциональность и соразмерность.

Пропорция — это закономерное соотношение величин частей произведения между собой. Пропорция должна присутствовать и в наполненности растениями, и по наполнению цветом и по форме элементов: приблизительно 60-70% основного (цвета, формы, массы), 30-20% дополнительного и 10% контрастного. Важно учитывать и соразмерность, так как маленькое строение будет теряться на большой территории. Огромный дом, огороженный сплошным, глухим забором на маленьком участке, будет смотреться неуместно.

При проектировании участка или устройстве парка естественно не стоит пренебрегать ритмом — это чередование частей целого, совершающееся с определенной последовательностью. Использование ритма может придать композиции либо стабильность, спокойствие и величие (Трептов парк), либо динамку и напряжение (вилла Сарко Боско).

Берлин, Германия. Трептов-парк. Бомарцо, Италия. «Священным лесом» (Sacro Bosco)

Садово-парковая зона составляет почти 200 м в длину и 100 м в ширину. Сакро Боско украшен разнообразными мифологическими скульптурам и удивительными архитектурными сооружениями. Парк построен для герцога Франческо Орсини и является выдающимся памятником итальянского Ренессанса. Строительство парка затянулось на долгие 32 года: с 1548 до 1580. Его проектировали архитекторы Дж. Бароци и Пирро Лигорио, и назван он «Священным лесом» (Sacro Bosco). Из-за ужасающего вида и его «обитателей» в настоящее время парк переименован в «Парк монстров» (Parco dei Mostri).

Симметрия и равновесие

Одним из свойств организации пространства, является симметрия и асимметрия. Они организуют пространство объекта, сада или парка. Строгой симметрией отличаются парковые ансамбли: это территория МГУ, парк-асимметрия Гуэль в Барселоне.

Читать еще:  Чем обработать теплицу из поликарбоната осенью: обзор средств от вредителей и болезней, советы как правильно перекопать почву, чем удобрить землю в теплице осенью

Москва, Россия. Парковый ансамбль, территория МГУ, Воробьёвы горы Барселона, Испания. Парк Гуэль. Построенный Антонио Гауди в 1900-1914 годах.

Доминанта

Любой парк, сад имеют доминанту — основной объект или главный объект, который держит композицию и ради которой она создана. В основном это архитектурные большие произведения, дворцы: Версаль, Петергоф, Царское Село и т.п. Если рассматривать некую маленькую часть парка, усадьбы, то это может быть павильон, беседка, мостик, вокруг которого создаётся некая пейзажная картина.

Версаль, Париж. Сады у Версальского дворца. Санкт-Петербург, Россия. Петергоф, нижний сад.

Колористика

Эстетическое единство пейзажу или ландшафту парка, участка придаёт колорит — цветовой строй. Цвет воздействует на настроение, придает вкус, наполняет душу радостью или грустью. В идеале он не должен быть слишком бледным или слишком кричащим. Важно чтобы цвет постройки — доминанты гармонично сосуществовал с рельефом местности и особенностями пейзажа, колоритом окружающих растений.

При смене времён года меняется весь облик садового комплекса: весна в нежно-пастельных тонах, лето – яркая зелень, синяя гладь воды, брызги фонтанов, осень — золото деревьев с яркими вкраплениями красного цвета, все это в сочетании с архитектурой каждый раз читается по новому.

Цветовое решение ансамбля подобно душе живущей в теле: без колорита, цвета невозможно никакое произведение искусства, тем более садово-паркового характера.

Ограда как проекция чувства защиты в своем собственном природном комплексе

Первое правило – это не просто одно из правил ландшафтного дизайна участка, а корень, в который зрит вся композиция. Ограда – это рамка, завершающая всю картину. Ну возьмите и на Рембранта нацепите самую простую пластиковую тоненькую рамку. Вопиющее зло! Так и сад, вместе с домом хотят своего обрамления. Заборы – это не просто способ оградить свою территорию, а и эстетическое удовольствие. Одни вписывают их сад (но это не частое явление, и, скажем, не дешевое), другие «подбирают под дом», а потом заселяют остальную территорию растениями, третьи выходят из своих возможностей (в большинстве случаев), а на дачах – это вообще необязательно (бабушки и дедушки не всегда считали нужным их присутствие вокруг участка).

Ограда позволяет создавать многоуровневые композиции, вводит в сад вертикали, становится фоном для зеленых насаждений. Она может быть металлической, каменной, кирпичной, гладкой, структурированной, разной высоты, комбинированной по материалам и т. д. и т. п. В общем, у фантазии нет предела, лишь бы она не упиралась в денежку. Хотя…

Единственное правило для ограды в спокойном и уютном саду – это гармония между ею и другими элементами. Помните только, это Ваш собственный уютный мир, где Вы отдыхаете или работаете в свое удовольствие, отрешась от окружающей из вне суеты.

Основные принципы ландшафтного дизайна

Прежде чем принять решение по планировке и композиционных моментов, следует детально ознакомиться с особенностями территории. Если ваш участок имеет сложную форму, существенно облегчить себе работу возможно, воспользовавшись одним подходом — разделить на несколько простых зон. Они могут иметь прямоугольную, полукруглую, треугольную или иную форму.

Сад смотрится лучше, если в нем есть несколько четких линий. Например, дорожка или аллея с постриженными кустами

Единство стиля – если дом оформлен в деревенских мотивах, то и сад должен ему соответствовать

Этот подход помогает проанализировать особенности каждой из зон территории и, сделав выводы, гармонично скомпоновать объекты. Объединить все воедино следует придерживаясь определенных проектно-художественных принципов ландшафтного дизайна.

Принцип симметрии , совместно с принципом ритмического контраста. В этом случае, крупные и более мелкие по размеру объекты сада чередуются между собой в геометрической, заданной дизайнером, строгой последовательности. Создавая дизайн, проектировщик всегда ищет «стержень» композиции, ее композиционный центр и «доминантные точки». Опираясь на данный принцип, возникает, к примеру, следующий вариант решения – стержнем становится аллея, размещаемая по продольной оси прямоугольного участка. Центр композиции – круглая беседка, с декоративными элементами. По углам сада – четыре стройных кипариса. Они будут доминантными точками, замыкающими композицию.
Ритм. Простым проявлением ритма, является повторяемая через одинаковые промежутки линейная посадка кустов, деревьев. От умело найденного ритма и размещения акцентов, зависит легкость, полнота восприятия композиции сада. Сделать рисунок сада интереснее, можно с помощью возведения альпинария, террас, беседок, создания динамичного узора мощения дорожек.
Плавные формы . Для тех, кто устал от прямолинейных форм городских построек, при проектировании своего участка, используйте этот принцип. Согласно ему, площадки, клумбы, дорожки, живые изгороди имеют свойственные природе мягкие очертания и изгибы.
Нюанс, контраст . Это противоположные по форме проявления, принципы. Действуя по принципу нюансов, обеспечивается плавный малозаметный переход, от созданных дизайнером форм к природному ландшафту. При использовании контрастов все наоборот. Подчеркиваются различия форм, противопоставляются силуэты, очертания. В отличие от нюанса, контраст имеет свои выразительные особенности.
Читать еще:  Нигелла: посадка и уход в открытом грунте, фото, выращивание из семян

Плавный изгиб садовой дорожки, ведущей к липовой аллее

Пышный миксбордер кругового обзора на лужайке

Это не все, а только основные принципы ландшафтного дизайна. Стоит отметить принцип масштабности – одна и та же архитектурная форма, будет смотреться по- разному, в зависимости от того, в каком саду расположена. С существующими размерами участка, соизмеряйте масштабы планируемых построек, высоту и форму деревьев, кустарников и клумб.

Смешанная посадка высокорослых деревьев для защиты участка от ветра

Центр композиции – сухой ручей из камня

В сад всегда можно добавить что-то новое и интересное. Чем больше различных уголков и оригинальных идей, тем лучше он выглядит

Правила в дизайне

На самом деле, если разобраться – все становится достаточно просто: нужно соблюдать баланс. Он должен быть во всем: в месторасположении зон, в цвете, в формах сада.

На самом деле, все эти правила необходимы как раз профессионалам. А если нужно делать сад самому – можно руководствоваться собственным чувством прекрасного. Если оно развито – композиция получится интересной, и будет справляться с главной задачей – радовать глаз хозяина.

Базовые принципы ландшафтного дизайна.

Для того чтобы удачно воплотить свои или позаимствованные проекты озеленения, желательно иметь представления о базовых принципах
ландшафтного дизайна. Тогда полученный результат будет долгое время радовать ваш взгляд и не вызовет никаких сожалений.

Итак, вот основные положения, которые помогут создать интересное оформление придомовой территории.


В первую очередь нужно позаботиться о единстве пространства. Ландшафт в целом должен оставлять впечатление целостности и единства. Такого эффекта можно добиться, если в разных частях сада размещать похожие элементы (растения или украшения), соблюдать общую цветовую гамму и отдавать предпочтение лишь некоторым формам. Хорошей идеей станет оформление пейзажа в согласии с какой-то определенной темой или стилем.

Следующий принцип — простота. Старайтесь всегда находить более простое решение и не усложнять дизайн без особой надобности. Используйте не больше двух или трех цветов, постарайтесь не слишком увлекаться фигурками или валунами. Внести необходимые акценты вы сможете уже после того, как проект будет осуществлен и появится возможность оценить дизайн целиком.

Следующим шагом должно стать решение, какой баланс вы выберете для своего ландшафта. Он может быть симметричным и асимметричным. Симметричный баланс подразумевает повторение одних и тех же элементов, только в зеркальном отражении, относительно какой-нибудь воображаемой оси. Такой осью может стать, например, садовая дорожка или линия дома. Повторять можно группу растений, их высоту и цвет, форму клумб.
Применение асимметричного баланса уже требует определенных навыков составления композиций. Этот тип баланса означает единство всех основных характеристик (структура, форма и тип растений, цвет) на фоне одного хаотически меняющегося фактора, например, валуны могут быть разбросаны по территории в случайном порядке и при этом иметь различные формы и размеры.

Следующий принцип посвящен значимости работы со светом. Тут нужно знать несколько правил. Теплые цвета кажутся более близко расположенными по отношению к наблюдателю, чем холодные, которые наоборот, как бы отодвигают объект подальше. Серый, черный и белый считаются нейтральными цветами и идеально подходят для создания фона.

При составлении дизайна очень важно соблюдать плавность переходов между отдельными элементами. Высота растений, их цвет, форма, размер листвы должны изменяться постепенно от одной группы к другой. Плавный переход от более высоких растений к более низким создаст эффект глубины пространства и сад будет казаться более просторным, чем он есть на самом деле.

Пропорция — последний, но не менее важный из базовых принципов ландшафтного дизайна. Следите за соответствием размеров соседних элементов и площадки в целом, иначе громадная скульптура посреди маленького сада будет смотреться нелепо, а небольшой фонтанчик просто затеряется на огромном открытом пространстве.

Проектируем участок. Советы специалистов.:

Важно:

• Земля должна быть всегда плодородной (самовосстанавливаться). Нужна подкормка, «отдых» и иные работы. Земля всегда требует ухода.
• Разнообразие культур на участке должно удовлетворять потребностям семьи: эстетика цветов, еда на грядках и т.д.
• Дизайн всего участка должен быть красивым, удобным и функциональным.
• Дом должен быть энергосберегающим, экологически чистым, автономным от общего электроснабжения, водопровода, канализации.
• Планировка дома должна соответствовать профессиональным и творческим наклонностям семьи.

Читать еще:  Побурение туи – анализ возможных причин, методы устранения проблемы

Полезные «мелочи»


1. Живая изгородь. Это своеобразная защита и украшение участка. Сколько рядов кустарников и деревьев будет и какие именно виды? Все зависит от вашей климатический зоны. В средней полосе России рекомендуется использовать: сирень, шиповник и т.п.
Можно посадить растения медоносы (запах . ), красивоцветущие (весной, летом и осенью), вечнозелёные (даже зимой красиво). ДАЛЕЕ


2. Лес на участке. Какие деревья сажать? Будут ли они расти по всему периметру равномерно или будут рощи (кедровая, дубовая, берёзовая или смешанная из разных пород)? Есть ли в плане аллеи? А экзотические растения, для вашей местности, (например тис или « золотой дождь »)? Под лесные деревья отводят обычно от 20 соток земли и более.
ДАЛЕЕ


3. Водоём. Будет ли пруд или озеро? Это не только украшение участка. Водоём избавит от хлопот по поливу участка и увеличит влажность воздуха, а это — очень нужно многим растениям. Площадь водоёма советуем выбрать от 1 до 3 соток. Чем больше водоём, тем больше хлопот по созданию, зато, меньше по поддержанию — возрастает стабильность водной экосистемы. В самом глубоком месте глубина должна быть 1,5. 2,5 м. Это нужно, чтобы зимой вода не промерзала и для некоторых видов рыб и растений. Для водоёма следует выбрать самый влажный участок земли, где весенняя влага высыхает в последнюю очередь, там грунтовые воды ближе всего.
ДАЛЕЕ


4. Сад. Какие плодовые деревья и кустарники вы планируете посадить?
Большинство деревьев лучше плодоносят при перекрёстном опылении, а некоторые растения — двудомные (мужские и женские). Следовательно, должно быть, хотя бы, по два экземпляра выбранных растений. Есть разные виды и сорта: одни — ранние, другие — средние и поздние. Какие выберите Вы? После составления списка плодовых растений, можно определить площадь сада.
ДАЛЕЕ


5. Огород. В одном месте или несколько участков? Сколько культур предполагается?
Учитывайте, что у вас на полянках будут расти лечебные травы, о которых сегодня многие забыли.
ДАЛЕЕ


6. Дом. Продумывайте проект дома уже сейчас. Он должен вписаться в окружающую архитектуру участка.
ДАЛЕЕ


7. Живность. Если предполагаете какую-либо домашнюю живность (куры, коза, лошадь) — также продумайте и разместите на плане соответствующие участки, где они будут находиться.
ДАЛЕЕ

и ещё:

и ещё:

Тротуарная плитка своими руками — экономно и просто

Удачи!
— Natalia (NN).

Если нажать «НРАВИТСЯ», это прочтут друзья в ленте новостей.

2 Зонируем территорию

В инструкции, с чего начать дизайн участка, нельзя обойти четкое зонирование. Это означает, что на участке выделяются несколько зон с определенным назначением. Их минимум три. Первая — жилая, где располагаются дом, веранда, внутренний дворик. В хозяйственной находится гараж, сарай, огород, если он нужен. В зоне отдыха устанавливается беседка или пергола, бассейн, детская игровая площадка и т.п.

Для каждого выделенного фрагмента желательно составить список объектов. Это поможет ни о чем не забыть в процессе проектирования. В идеале дизайнерский проект разрабатывается на этапе проектирования дома. То есть тогда, когда территория пуста. В этом случае проще всего провести зонирование, составить список необходимых объектов, удобно их разместить. Если постройка уже стоит, сделать это будет сложнее, но тоже возможно.

Границы каждой зоны надо обозначить. Для этого используют заборы, живые изгороди, цветники, дорожки, т.п. Важно правильно выбрать высоту конструкции. К примеру, уголок для отдыха желательно огородить относительно высоким сооружением. Это может быть плетеная изгородь, пергола или заборчик, увитые декоративными лианами, плетистыми розами или другими вьющимися растениями. Они защитят от солнца, пыли и ветра.

Но ставить везде высокие ограждения не стоит. Дачная территория будет выглядеть загроможденной и маленькой. Лучше поэкспериментировать с невысокими ограждениями: бордюрами, узкими цветниками, низкими декоративными деревцами, кустарником. Можно обозначить границы дорожками. Выкладывают их гравием, тротуарной плиткой, декингом, древесными спилами, камнем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector